Как зарегистрировать дом на участке?

После завершения строительства жилого дома его необходимо зарегистрировать на земельном участке в соответствии с требованиями действующего законодательства. Порядок и правила регистрации регламентируются ст. 25.3 ФЗ №122.
 
ИЖС – какие сооружения считаются объектами индивидуального жилищного строительства?
 
Современные законы не дают четкого определения понятию жилого дома, однако на основе действующих правовых норм можно определить ряд признаков, свидетельствующих о возможности отнесения объекта к категории ИЖС:
  1. Расположение на частном земельном участке.
  2. Высота строения составляет 1-3 этажа.
  3. Объект предназначен для проживания 1 семьи.
  4. Нет общих стен с другими жилыми строениями.
О чем нужно знать до начала строительных работ?
 
Владелец участка имеет законные права владеть землей и распоряжаться ею по своему усмотрению. Однако по закону не на любой земле разрешено строить жилые дома. В кадастре содержится информация о назначении земли, если она предназначена для ИЖС, то можно начинать строительство.
Закон регламентирует требования, которым должен соответствовать новый объект:
  1. Высота не более 12 метров.
  2. Площадь не более 1,5 тысяч м2.
Действующие законодательные нормативы накладывают определенные ограничения и на расположение жилого объекта на участке. Потому перед стройкой необходимо спланировать объект и согласовать его проект с Градостроительным комитетом. Чертеж сооружения на участке может быть выполнен профессионалами или собственником земли.
Если начать строительство до получения соответствующего разрешения от контролирующих органов, то возведение объекта будет считаться незаконным, в результате чего в отношении владельца могут быть приняты штрафные санкции.
 
Проверка объекта после строительства
 
После завершения строительных мероприятий новый объект необходимо ввести в эксплуатации, что оформляется специальным актом, составляемым приемной комиссией. То есть, после постройки объекта необходимо обеспечить на участок доступ проверяющим органам, сотрудники которых должны сравнить здание на соответствие утвержденному проекту и действующим строительным нормативам.
 
До марта 2018 года в стране действует закон об амнистии для дачников. Он дает возможность зарегистрировать дачу, без предварительного ввода объекта в эксплуатацию.
После проверки можно заказывать техническую и кадастровую документацию на новое сооружение. Техпаспорт можно получить в БТИ, на его изготовление уходит 2 недели. Кадастровый создается инженером Росреестра. Специалист обязательно проверяет соответствие утвержденного проекта строительства дома его фактическим характеристикам.
 
При выявлении любых расхождений с получением кадастрового паспорта могут возникнуть проблемы.
Получение этой документации подтверждает факт завершения строительных мероприятий. 

Какие документы нужны, чтобы зарегистрировать дом?

Для регистрации дома необходимо подать в Росреестр следующий набор документов:
  1. Заявление. Должно быть подготовлено и оформлено в соответствующей форме.
  2. Паспорт собственника.
  3. Свидетельство о собственности на землю.
  4. Техпаспорт объекта из БТИ.
  5. Кадастровые документы на землю и сооружение.
  6. Квитанция об оплате госпошлины.
  7. Решение о присвоении объекту почтового адреса.
  8. Разрешение ответственных органов на ввод сооружения в эксплуатацию.
Подготовкой необходимой документации может заниматься как владелец земли, так и его доверенное лицо, либо нанятый юрист. Любой представитель может действовать только на основе нотариально заверенной доверенности.

Другие способы подачи заявления

Современные законы предусматривают несколько способов подачи документов для регистрации нового объекта на участке. Собственник может:
  1. Лично обратиться в Росреестр с заявлением и другими документами.
  2. Лично обратиться в МФЦ с необходимым набором документов.
  3. Подать документы в электронном виде через сайт МФЦ.
  4. Подать документы в электронном виде через специальный сервис ЕГРН.
При подаче документов через онлайн-сервисы собственник заполняет соответствующую заявку на сайте МФЦ или ЕГРН, а остальные документы прикрепляет в электронном виде.